Эрик Берн.
«Игры, в которые играют люди»
Основной текст здесь, а остальное будет импровизациейЭта книга впервые вышла в 1960 году.
Люди- существа социальные, поэтому им необходимо общение. В общении человек получает необходимые ему похвалы или поглаживания, как их называет автор. Важные социальные контакты зачастую протекают как игры. Они существуют наряду с ритуалами, процедурами и времяпрепровождением. Под игрой следует понимать следующую друг за другом серию трансакций ( т.е минимальная логически осмысленная операция, которая имеет смысл и может быть совершена только полностью) с четко определенным и предсказуемым итогом. В книге рассматриваются игры, в которые люди играют на бессознательном уровне. Сами того не осознавая люди вступают в игры, которые перешли им по наследству от родителей. Игры могут быть как конструктивными, так и деструктивными. По понятным причинам, лучше исследованы именно деструктивные игры.
Существенной чертой игр являются: неискреннее проявление эмоций (их управляемость), скрытые мотивы и наличие выигрыша. Часто, мы можем лишь предполагать, что идет игра, пока не удостоверимся в ее существенной значимости для игрока (например, уменьшая вознаграждение). Ход в игре, в общем, соответствует "поглаживанию" в ритуале. Как и в любой игре, по мере накопления опыта игреки становятся искуснее. Ходы, не ведущие к цели, отбрасываются, и каждый ход становится более концентрированным в смысле достижения цели. Многие случаи "идеальной дружбы" часто основаны на том, что игроки дополняют друг друга очень экономно и к большому взаимному удовлетворению, так что их игры отличаются максимальным выигрышем при минимальной затрате сил. Некоторые промежуточные, предварительные и предупредительные ходы при этом можно опустить, что придает взаимоотношениям красоту и изящество. Усилия, сэкономленные на защитных маневрах, можно потратить на "украшения", к восторгу обоих участников, а часто и наблюдателей.
Интенсивнее всего играют люди, утратившие душевное равновесие. Весьма любопытно, однако, что некоторые шизофреники отказываются участвовать в играх и с самого начала требуют прямолинейности. В обыденной жизни с наибольшей отдачей играют два типа людей, которых мы назовем Брюзгой и Ничтожеством или Обывателем.
Э. Берк приходит к таким выводам в заключении работы: 1. Игры, в которые играют люди, передаются от поколения к поколению. Любимая игра конкретного человека может быть прослежена как в прошлом - у его родителей и у родителей его родителей, так и в будущем - у его детей. В свою очередь его дети, если только не произойдет какое-нибудь вмешательство извне, будут учить этим играм его внуков. Таким образом, анализ игр происходит на обширном историческом фоне. Игра может охватывать около сотни лет в прошлом и может быть надежно прогнозирована по меньшей мере лет на пятьдесят в будущее. Если не разорвать эту цепь, охватывающую пять и даже более поколений, эффект может увеличиваться в геометрической прогрессии. Переходя из поколения в поколение, игры могут изменяться, но при этом наблюдается сильная тенденция к вступлению в брак между индивидами, играющими в игры, которые принадлежат одному семейству (если не одному роду). В этом состоит *историческое* значение игр.
2. Воспитание детей в большинстве случаев сводится к процессу обучения их тому, в какие игры они должны играть. Различные культуры и социальные классы имеют свои излюбленные игры, а различные племена и семьи предпочитают разные варианты игр. В этом состоит *культурное* значение игр.
3. Промежуток между времяпрепровождениями и истинной близостью как бы прослоен играми. Повторяющиеся времяпрепровождения, такие, например, как вечеринки в честь продвижения по службе, в конце концов приедаются. Близость, в свою очередь, требует тщательной осмотрительности, причем и Родитель, и Взрослый, и Ребенок обычно настроены против нее. Американское общество в основном не поощряет искренности (кроме как в интимной обстановке), так как здравый смысл предполагает, что искренность всегда можно использовать с дурным умыслом. А Ребенок опасается ее, потому что знает: она может повлечь за собой разоблачение. Поэтому, чтобы отвязаться от скуки времяпрепровождения, не подвергая себя опасностям, сопутствующим близости, большинство людей в качестве компромиссного решения приходят к играм, если только они доступны. Они-то и составляют большую и весьма значимую часть человеческого общения. В этом, состоит *социальное* значение игр.
4. Люди выбирают себе друзей, партнеров, близких людей чаще всего из числа тех, кто играет в те же игры. Поэтому в данном социальном окружении каждый его представитель приобретает такую манеру поведения, которая покажется совершенно чуждой членам другого социального круга. И наоборот, любой член какого-либо социального окружения, который начинает играть в новые игры, будет скорее всего изгнан из привычного общества, но его с удовольствием включат в другое социальное окружение. В этом состоит *личностное* значение игр.
Существуют разные виды игр:
Игры на всю жизнь («Алкоголик», «Должник», «Бейте меня», «Ну что, попался, негодяй!», « Посмотри, что я из-за тебя сделал!»)
Супружеские игры ( «Тупик», «Судебное разбирательство», «Фригидня женщина», «Загнанная домохозяйка», «Если бы не ты», «Видишь, как я старался!», «Дорогая»)
Игры в компаниях («Подумайте, какой ужас!», «Изъян», «Гость-растяпа», «Почему бы вам не…-Да, но…»)
Сексуальные игры («А ну-ка подеритесь!», «Извращение», «Динамо», «Чулок», «Скандал»)
Игры преступного мира («Полицейские и воры», «Как отсюда выбраться?», «Давай надуем Джо»)
Игры на приеме у психотерапевта («Оранжерея», «Я всего лишь пытаюсь помочь вам», «Неимущий», «Крестьянка», «Калека», «Психиатрия», «Дурачок»)
Хорошие игры («Трудовой отпуск», «Кавалер», «Рад помочь вам», «Местный мудрец», «Они будут счастливы, что знали меня»)